Информация о работе министерства юстиции в сфере нормотворчества и правовой экспертизы в 2020 году

В процессе всеобъемлющих реформ, проводимых в стране, центральные органы государственного управления стали активными субъектами нормотворчества. Следует отметить, что проведение правовой экспертизы разрабатываемых проектов нормативно-правовых актов является одним из основных направлений деятельности Министерства юстиции.

В результате осуществляемых положительных работ по совершенствованию и систематизации нормотворчества, количество проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых государственными органами показывает тенденцию снижения.

В частности, в 2019 году Министерством юстиции проведена правовая экспертиза 3200 проектов нормативно-правовых актов, в то время как в 2020 году этот показатель составил 2805.

Принимаемые акты должны быть ориентированы в первую очередь на интересы народа, полноценную защиту прав и свобод субъектов предпринимательства. Оперативное и полное информирование населения о процессе разработки и содержании этих актов является важным инструментом обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления.

Из 2805 проектов нормативно-правовых актов, поступивших в 2020 году:

по 1782, т.е. 64% были даны положительные заключения;

1023 36% были возвращены (808 29% с концептуальными замечаниями, 215 7% в связи с непредставлением в установленном порядке).

В 2020 году 2590 проектов нормативно-правовых актов, поступивших в министерство, прошли правовую экспертизу. По итогам правовой экспертизы всего было дано 16862 замечания (в среднем 6,5 на каждый проект) (в 2019 году 2927 17196). В частности:

В качестве государственных органов, наиболее активно осуществляющих деятельность в сфере нормотворчества, в 2020 году можно выделить Министерство финансов (внесено 144 проекта), Министерство экономического развития и сокращения бедности (внесено 105 проектов), Министерство сельского хозяйства (внесено 94 проекта), Агентство по управлению государственными активами (внесено 102 проекта). Вместе с тем, Министерство экономического развития и сокращения бедности (46% от общего количества внесенных проектов), Министерство культуры (46%), а также Министерство занятости и трудовых отношений (41%) имеют самые высокие показатели среди органов, проекты которых возвращаются. Количественные показатели деятельности государственных органов в сфере нормотворчества:

Статистика
по проектам, направленным государственными органами
для проведения правовой экспертизы в 2020 году

На основе вышеуказанных статистических данных можно сделать следующие выводы:

– наблюдается динамика снижения замечаний по проектам наряду с уменьшением общего числа разработанных проектов (2 805 проектов – в 2020 году, 3 200 проектов – в 2019 году);

– предоставление основной части замечаний (55 % – в 2020 году, 44 % – в 2019 году) по несоответствию законодательным актам показывает, что государственными органами не проводится достаточный анализ действующих законодательных актов при разработке проектов нормативно-правовых актов.

II. Государственная регистрация ведомственных нормативно-правовых актов


Министерство юстиции в процессе реализации единой государственной правовой политики переходит на путь максимального сокращения количества ведомственных нормативно-правовых актов, закрепления норм, затрагивающих интересы граждан, на уровне актов, обладающих более высокой юридической силой, в первую очередь, на уровне законов.

Например, в 2020 году для правовой экспертизы и государственной регистрации в Министерство юстиции представлены 557 ведомственных нормативно-правовых актов, из которых зарегистрировано 292 акта или 52%, при этом в 2019 году было представлено 819 актов, из которых зарегистрировано 564 акта или 68,9%.


На основании Указа Президента Республики Узбекистан от 19 мая 2020 года № УП–5997 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики»:

- принятие, правовая экспертиза и государственная регистрация ведомственных нормативно-правовых актов начали осуществляться посредством Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов (project.gov.uz),
в частности около 100 ведомственных нормативно-правовых были зарегистрированы в электронной форме;

- посредством применения метода «регуляторной гильотины» 373 ведомственных нормативно-правовых акта признаны утратившими силу, из которых 124 акта целостные, 249 – о внесении изменений и дополнений;

- в 2020 году по сравнению с состоянием на 1 января 2019 года количество целостных ведомственных нормативно-правовых актов сократилось на 12%;

- 18 актов министерств и ведомств, введенных в действие без государственной регистрации, отменены и отозваны с исполнения на основании представлений Министерства юстиции.


Статистика рассмотрения ведомственных нормативно-правовых актов, представленных на правовую экспертизу и государственную регистрацию


В 2020 году среди государственных органов, в государственной регистрации ведомственных нормативно-правовых актов которых было отказано, наибольшие показатели выявлены у Министерства строительства (4 акта (100%)), Государственного комитета геологии и минеральных ресурсов (6 актов (86%)), Министерства инновационного развития (11 актов (79%)) и Министерства здравоохранения (16 актов (57%)).

III. Нормотворческая деятельность министерства.

В целях правового обеспечения проводимых реформ, качественного и справедливого урегулирования существующих недостатков в процессе регулирования общественных отношений в различных сферах в течение 2020 года Министерством юстиции разработано 137 проектов нормативно-правовых актов, из них: